Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Платформа Объясняем.рф
#МояХартия
Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
О недопустимости незаконных сборов!
Безопасные детские сайты:

Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

Уважаемые родители!


С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).


Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования?


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС
ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6
части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным
приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно
познакомиться на сайте ДОУ в пункте меню "Нормативные документы".


С чем связано введение ФГОС ДО?


Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации
содержания дошкольного образования,для того чтобы,обеспечить каждому ребенку

равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. 

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не
рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов,
воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных
партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества
дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?


• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных

потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не
является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели
образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит
во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа
дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской
деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это
наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном
детстве.

Какие требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится к себе и к другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения,
фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития
крупной и мелкой моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку
достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а
представляют собой социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в
детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к
школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?


Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо
создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических,
психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-
пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной
развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность
качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.


Как изменятся взаимоотношения с родителями?


Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить

важнейший период в развитии его личности.

Родители должны быть активными
участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о
Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией Программы.